История маяков
Первые маяки, очевидно, появились на Средиземном море около четырех тысяч лет назад, вместе с первыми кораблями Египта, Крита… Сначала это были просто костры на берегу, указывавшие безопасный путь судам. Позднее греки стали строить специальные каменные башни и разводить огонь на их кровле. Ночью было видно пламя, днем – столб дыма.
Вероятно, в VII-VI вв. до н.э., маяки были поставлены и на берегах Черного моря, в эллинских городах-колониях. На своем пути от Македонии до Индии, царь Александр Великий, основал несколько городов названных его именем, но самой знаменитой стала Александрия Египетская, двадцать три века назад – крупнейший город мира.
Царь Птолемей I Сотер (323-285 гг. до н.э.), потомок одного из сподвижников Александра, решил возвести в Александрийской гавани маяк, достойный его столицы.
На острове Фарос, перед входом в порт, по проекту архитектора Сострата, руками десятков тысяч рабов, была возведена башня высотой, по одним данным, около 110, а по другим – даже около 180 метров! Каменные блоки, из которых строили маяк, достигали 75 тонн веса. Квадратная башня с восьмигранным навершием выглядела роскошной, словно дворец, ее венчали мраморные статуи. Около трехсот человек постоянно обслуживало гигантский «фонарь», доставляя на вершину маяка дрова и другие горючие материалы.
Свет был виден не менее, чем за пятьдесят километров. Маяк, причисленный к «семи чудесам света», служил мореходам почти тысячу лет, его разрушило только землетрясение в 1326 году. О Фаросском диве напоминает сегодня лишь международное название автомобильного фонаря, «фара»…
Самый древний из ныне действующих маяков, стоит на побережье Испании, возле современного города Ла-Корунья. Он был построен еще древними римлянами, около 100 г., и назывался Башня Геркулеса. Высота патриарха – 41 метр.
Кроме настоящих маяков, в старину существовали и ложные, построенные специально для того, чтобы заманивать суда на мель или на рифы, а затем грабить. Такое сооружение возвел в XVII в. возле эстляндского города Таллина барон Унгерн-Штернберг. Его лже-маяк приводил корабли прямо на мелководье, затем появлялись лодки с людьми барона-разбойника… Увы, этому жестокому обыкновению следовали и крестьяне многих европейских приморских деревень. Чтобы поживиться добычей с купеческих судов, они разводили костры на скалах или даже, как то бывало в Англии, возле опасного берега, пускали плыть в море труп лошади с прикрепленным сверху фонарем. Сбитые с толку мореходы часто, особенно в ненастную погоду, попадались на эти хитрости.
Еще в XVI веке, на маяках сжигали исключительно уголь, но вскоре начали пользоваться керосиновыми лампами.
Около 1540 года, в Англии, возвели необычный маяк с двумя башнями: спереди стояла маленькая, а за ней большая. Ведя корабль к берегу, рулевой должен был видеть два огня, один в точности над другим. Тогда корабль не отклонялся от фарватера и приходил прямо к причалу.
В 1791 году во Франции, в местечке Кордуан, построили маяк с поворотным диском. Керосиновые лампы, стоявшие на диске, все время вращались по кругу. Таким образом, был достигнут эффект мигания. Маяк стало легче заметить издали. Сейчас проблесковый маячок, сделанный по такому же принципу, можно увидеть на крышах спецмашин.
Знаменитый французский ученый Антуан Лавуазье, в 1765 году, проектируя уличное освещение для Парижа, пришел к выводу, что лучи от любого источника света можно направить в определенную сторону, если поместить светильник в фокусе параболического зеркала. Позднее, физик Огюстен Френель, разработал особую линзу, собирающую свет в пучок. Благодаря вогнутым зеркалам или линзам Френеля, лампы маяков стали намного экономичнее. Так, в Корнуолле (Южная Англия), на маяке Лизэд-Лайтхаус, установлена электролампа мощностью всего в 400 ватт, – но ее свет виден за полсотни километров. Таким образом, скромный маяк сравнялся с легендарным гигантом на Фаросе…
Начиная с середины ХІХ века, на маяках стали устанавливать газовые лампы. Скоро эти светильники начали работать в автоматическом режиме, смотритель поднимался на башню все реже. Впервые, подобный маяк оборудовали в 1880 году, в Германии. А вскоре газ научились сжимать и сжижать. Теперь лампа могла гореть месяцами, не требуя ни пополнения топливом, ни иного ухода. Да и лампы к тому времени изменились: их «одели» в шелковые калильные сетки.
Первые электрические лампы на маяках были дуговые, из пары угольных стержней, расположенных параллельно. Но они потребляли очень много энергии и отличались неудобством: смотрителю часто приходилось заменять сгоревшие стержни. Интересно, что после недолгого увлечения дуговыми светильниками, на многих европейских маяках вновь вернулись к газовым лампам. Лишь после первой мировой войны бесповоротно «воцарились» повсюду электрические «светила»: поначалу – лампы накаливания, затем все более совершенные, яркие, экономичные. А с 1925 года маяки в Европе и Америке начали постепенно переходить на полную автоматизацию.
В наше время многие маяки компьютеризованы. Романтическая фигура смотрителя, что в ненастную ночь карабкается на башню у ревущего моря, окончательно ушла в прошлое…
- Пять сумасшедших приземлений в аэропортах мира
- Знаете ли вы, что означают наклейки на фруктах?
- Десять самых полезных морских узлов
- Десять самых безумных жилых комплексов мира
- Дикая природа от Мануэлы Кульпа
- Селфи в небесах
- Утёс в Китае каждые 30 лет несёт каменные яйца
- Испанец самостоятельно построил замок за 20 лет